Грезы любви - последнее танго В Вильнюсе, Мажейкяй и Клайпеде с успехом прошли гастроли "Имперского русского балета" под управлением Гедиминаса Таранды. В Литве был показан один из скандальных спектаклей коллектива - "Грезы любви. Последнее танго". По утверждению Гедиминаса, "это - реальная история, происшедшая с одной из балерин Императорского театра". Самым главным достоинством "Последнего танго" Таранда считает его драматургию. "В нем вы не найдете стандартов, которые имеются в любом балете: нет пуантов, пачек, нет двойных пируэтов. Здесь есть другое - весь балет идет под музыку 20-30-х годов уже прошлого ХХ века, под которую любили танцевать в молодости наши дедушки и бабушки. Это - танго, фокстроты... Звучат и русские песни - "Ямщик, не гони лошадей" или "Патефончик" - их можно было услышать, например, в парижском ресторане "У Максима", где и встречаются герои спектакля. В музыке и танцах мы стремились передать ту атмосферу, в которой жила в те годы русская эмиграция. О чем спектакль? О трудной доле русских эмигрантов, оторванных от Родины, о любви, о чести русского офицера и дворянина..." Франция. 20-е годы. Русская эмиграция приспосабливается к новой жизни. Русские белогвардейские офицеры Николай Ильин и Андрей Панин знакомятся с бывшей солисткой Императорского театра Анной Вырубовой. Оба влюбляются в девушку, но Анна отдает предпочтение Николаю. Между друзьями происходит ссора. Ильин, согласно кодексу чести русского офицера, вызывает Андрея на дуэль и тяжело ранит его. Николай арестован. В это время появляется Андрей Панин, чудом выживший после дуэли. Он показывает Анне газету, в которой сообщается о гибели Николая. Андрей просит руки Анны. Она соглашается. Свадебное танго. Вдруг танцующие расступаются - в центре зала стоит Николай Ильин. Но поздно. Анны Вырубовой больше нет. Есть Анна Панина. Потеряв свою любовь, вдали от Родины, Николай Ильин кончает с собой. В истории любви известной балерины и "белого" офицера угадываются эпизоды из биографий Сергея Дягилева, Матильды Кшесинской, Ольги Спесивцевой, Тамары Карсавиной и многих других изгнанников. В музыкальной канве спектакля сплелись воедино аргентинское танго, песенки Вертинского и Утёсова, джазовые мелодии и танцевальные ритмы 20-30-х годов ХХ века. Хореографу Георгию Ковтуну удалось соединить вариации на тему танго в один целостный спектакль. Отсюда и необычное соединение классического и характерного танца, виртуозное владение которым демонстрируют Гедиминас Таранда (Николай), Ирина Сурнева (Анна) и Юрий Выскубенко (Андрей). Следует отметить и замечательные костюмы, созданные по эскизам известного исследователя истории моды, "вильнюсского парижанина" Александра Васильева-Гулевича. Московскую премьеру спектакля летом прошлого года сопровождал громкий скандал. Дело в том, что в апреле 2001 года на сцене Театра эстрады в Москве уже прошла премьера спектакля с похожим названием ("Грезы любви") в постановке хореографа Аллы Сигаловой - и в исполнении "Русского имперского балета". Сольные партии танцевали сама Алла Сигалова и Гедиминас Таранда. Все было хорошо - пока вдруг не оказалось, что у партнеров разные взгляды на то, КОМУ именно этот балет принадлежит. В результате сегодня существуют два спектакля: один старый, "Грезы любви", Аллы Сигаловой и Театра эстрады - и новый, поставленный в "Русском имперском балете" - но с другой хореографией, другой музыкой - и с другим названием: "Грезы любви. Последнее танго". "Имперский русский балет" был основан в апреле 1994 г. солистом Большого театра России Гедиминасом Тарандой и солистом Ансамбля народного танца Игоря Моисеева Николаем Анохиным по инициативе Майи Плисецкой (которая стала почетным президентом компании). То, что делает "Имперский русский балет", Майе Михайловне всегда безумно нравится. "А Гедиминаса она просто обожает". Во всем балетном мире Таранда известен не только как выдающийся танцовщик и хореограф, но и как организатор международных фестивалей и гала-концертов звезд мирового балета. Среди них - гала-концерт, посвященный юбилею ЮНЕСКО, представления в честь Майи Плисецкой в Нью-Йорке, Москве и Санкт-Петербурге с участием Пьера Кардена. Высокий, статный, безгранично влюбленный в балет, он производит впечатление сильного, целеустремленного человека. Известно, что жизнь его не баловала. Хотя зарплата артиста балета была всего сто рублей, Гедиминас Таранда по ночам разгружал вагоны. В Большом театре он всегда открыто говорил о проблемах и недостатках, за что и поплатился. Поначалу он на несколько лет стал невыездным, а потом и вовсе уволен без всяких объяснений. На вопрос - в кого же он все-таки характером, Гедиминас, улыбаясь, говорит: "Отец у меня литовец, а мать - донская казачка. Так что лицом я прибалт, а характером - донской казак". Когда Гедиминас танцевал на выпускном вечере Московского хореографического училища, вокруг шептались: "Какой талантливый парень этот Таранда! Говорят, он приехал из Чили..." Многие тогда почему-то были убеждены, что Гедиминас - чилиец. Должно быть, фамилия его непривычная попутала. На самом деле отец Гедиминаса (кстати, литовец) был военным, мать - бухгалтером. Он родился в Калининграде, где отец тогда служил, потом семья переехали в Воронеж. Гедиминас рос хулиганом, драчуном, играл в футбол, а потом знакомые ребята сказали, что в хореографическом училище учится много хорошеньких девочек. Ну, он и поступил. Вскоре понял, что учиться надо только в Москве, а танцевать в Большом театре. Для начала в Москву отправился младший брат Витаутас (теперь он также солист "Имперского русского балета"). Всего в семье четверо танцоров. Два сына сестры матери для Гедиминаса с Витаутасом - как родные братья. Самый старший - Гедиминас. "Мы с Виташей танцуем в "Имперском балете", средний брат - в Испании, младший - в Америке"... "Название "Имперский русский балет"- дань признательности российским императорам, в свое время создавшим Мариинский и Большой театры (хотя сегодня вы не найдете об этом ни слова). Кроме того, этим названием мы хотели воздать должное великим основателям русского балета, в том числе и уехавшим из России. Это тем более необходимо именно сейчас, когда западная пресса часто принижает заслуги русской культуры, и поныне оказывающей ощутимое влияние на развитие в странах Запада хореографического, музыкального и изобразительного искусства - я уже не говорю о роли Дягилева, Фокина, Баланчина, Рахманинова, Стравинского", - говорит Таранда. Ирина Сурнева - прима-балерина труппы "Имперский русский балет"- родилась в Воронеже в семье артистов балета, и всё своё детство провела в театре. Закончила с отличием Московское Академическое хореографическое училище. Уже на последнем курсе Ирина Сурнева работала у Юрия Григоровича в студии при Государственном Академическом Большом театре. Лауреат VIII Московского Международного конкурса артистов балета. Ирина Сурнева исполняла сольные партии в лучших балетах классического наследия: в "Лебедином озере" и "Щелкунчике" П. Чайковского, в "Жизели" А. Адана. После того, как в 1998 г. Ирина Сурнева стала дипломантом III Международного конкурса артистов балета "Майя", за её карьерой стала следить сама Майя Плисецкая. http://www.litva.ru/article.php?id=909
|