Тот самый Таранда Вчера, 31 мая превосходным гала-концертом в Казани завершился XVI Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Пожалуй, самым ярким его событием нынче стало участие прославленной труппы Имперского русского балета, созданного блистательным танцовщиком Большого театра России Гедиминасом Тарандой в содружестве с Николаем Анохиным - солистом Ансамбля народного танца Игоря Моисеева. Гедиминас Таранда известен во всем балетном мире не только как выдающийся танцовщик и хореограф, но и как организатор многих международных фестивалей и гала-концертов звезд мирового балета. Среди них - гала-концерт, посвященный юбилею ЮНЕСКО, представления в честь Майи Плисецкой в Нью-Йорке, Москве и Санкт-Петербурге, шоу-спектакль легендарной балерины и Пьера Кардена "Танец и мода" и другие. На Нуриевском фестивале Имперский русский балет показал свою последнюю премьеру - спектакль "Грезы любви - последнее танго" в хореографии известного нам Георгия Ковтуна, поставившего в Казани "Сказание о Йусуфе", и самого Гедиминаса Таранды. Главные партии исполнили лауреат международных конкурсов Ирина Сурнева и братья Таранда - Гедиминас и Витаускас, в прошлом тоже солист Большого театра. Балет "Грезы любви - последнее танго" был тепло встречен публикой, до отказа заполнившей зрительный зал театра им.М.Джалиля. А перед спектаклем мы побеседовали с Гедиминасом Тарандой. Высокий, статный, безгранично влюбленный в балет, он производит впечатление сильного, целеустремленного человека. Известно, что жизнь его не баловала, хотя уже через три месяца после его прихода в Большой театр Юрий Григорович доверил молодому танцовщику главные партии. Но у Гедиминаса была семья, в Москве они снимали квартиру, а зарплата всего сто рублей, и премьер балетной труппы по ночам разгружал вагоны. Гедиминас Таранда умеет постоять за себя и своих товарищей, вот и в Большом театре он всегда открыто говорил о проблемах и недостатках, за что и поплатился. Поначалу он на несколько лет стал невыездным, а потом и вовсе уволен без всяких объяснений. На мой вопрос, в кого же он характером, сказал, улыбаясь: "Отец у меня литовец, а мать - донская казачка. Так что лицом я прибалт, а характером - казак". - Гедиминас Леонович, мы рады, что, объехав со своим театром полмира, вы появились и у нас, в Казани. Расскажите, как и когда был создан Имперский русский балет? - А история такова. В девяносто третьем году, по просьбе Майи Плисецкой, я организовывал ее юбилейные вечера в Японии, после чего Майя Михайловна сказала: "Гедиминас, вам пора создавать свою балетную труппу. У вас это получится хорошо". На следующий год я известил ее, что труппа создана - в нее вошли сорок молодых артистов балета из лучших хореографических школ Москвы, Санкт-Петербурга и Перми, - и попросил Майю Михайловну стать президентом нашей компании. Она согласилась. Позднее я создал хореографический центр ее имени при Имперском русском балете. - А почему ваша компания носит столь необычное название? - Это дань нашей признательности российским императорам, в свое время создавшим Мариинский и Большой театры, о чем, замечу, ни в одном буклете этих театров нет ни слова. Во-вторых, этим названием мы хотели воздать должное великим основателям немеркнущей славы русского балета, в том числе и уехавшим из России. Это тем более необходимо именно сейчас, когда западная пресса часто принижает заслуги русской культуры, и поныне оказывающей ощутимое влияние на развитие в странах Запада хореографического, музыкального и изобразительного искусства. Я уже не говорю о роли Дягилева, Фокина, Баланчина, Рахманинова, Стравинского. Наша компания открыта для всех российских артистов балета - и тех, кто эмигрировал, и тех, кто работает здесь, на своей родине, а также для выдающихся западных танцовщиков. К примеру, с нашей труппой танцуют Владимир Малахов и Юрий Посохов - оба в свое время уехали из России... С нами сотрудничали Людмила Семеняка и Надежда Павлова из Большого театра, Николай Цискаридзе и Фарух Рузиматов (Мариинский театр). А из зарубежных звезд - Патрик Дюпон ("Гранд Опера"), Кумакава ("Ковент Гарден") и другие. - А каково направление вашей компании? - В основном, классическое. У нас идут "Щелкунчик" и "Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Шопениана" - всего пятнадцать балетов, ставших мировой классикой. Но мы не замыкаемся на этом. Обращаемся к фольклору, джазу, модерну и неоклассике. Я воспитанник московской школы классического танца, но обожаю танцевать в разных стилях. И потому наш последний спектакль "Грезы любви - последнее танго" - специфический, такого нет ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге. - В чем же его особенность? Он идет под музыку 20-30-х годов уже прошлого ХХ века, под которую любили танцевать в молодости наши дедушки и бабушки. Это - танго, фокстроты... Звучат и русские песни - "Ямщик, не гони лошадей", "Патефончик", которые можно было услышать, например, в парижском ресторане "Максим", где и встречаются герои нашего спектакля. Во-вторых, в этом балете нет пуантов, пачек и других аксессуаров классического балета. В музыке и танцах мы стремились передать атмосферу, в которой жила в те годы русская эмиграция. - А о чем ваш спектакль? - О трудной доле русских эмигрантов, оторванных от Родины, о любви, о чести русского офицера и дворянина. В основе либретто реальная история, произошедшая с одной из балерин Императорского Мариинского театра, оказавшейся после революции во Франции. Мы дали ей имя Анна Варубова. В нее влюбляются два друга, два русских офицера Николай Ильин и Андрей Панин. Анна предпочла Николая, и друзья ссорятся, затем между ними происходит дуэль, Николай тяжело ранит своего бывшего друга. Влюбленные переезжают в другой город, так как Николаю грозит тюрьма. В портовом ресторане он вступается за девушку, к которой пристают пьяные матросы, и в драке убивает одного из них. Николая арестовывают. Анна в отчаянии. И тут она встречает чудом выжившего после дуэли Андрея. Он дает Анне газету, где говорится, что ее возлюбленный погиб при попытке к бегству. Андрей предлагает девушке руку и сердце. Во время свадьбы внезапно появляется Николай Ильин. Но поздно... Потеряв любимую, Родину и друга, Ильин уходит из жизни. Таков сюжет. - Интересно, почему на фестивале классического балета вы решили показать именно этот спектакль? - У нас немало постановок классического балета, которые казанцы еще не видели. Это - "Шехерезада" Фокина, "Половецкие пляски" в гениальной хореографии Голейзовского, "Болеро" Равеля и другие. Но дело не только в громоздких декорациях. Нам казалось, что есть нечто общее между сюжетом балета, который мы решили показать в Казани, и судьбой Рудольфа Нуриева. Он тоже эмигрировал, и жизнь его тоже закончилась трагически. Учитывали мы и то, что классический балет представлен в вашем театре сегодня, как нигде в России, за исключением, может быть, Мариинского и Большого театров. Поэтому казанцам, подумали мы, будет интересно увидеть что-то новое, неожиданное. - Вам доводилось встречаться с Рудольфом Нуриевым? - Только один раз, в Греции, во время гастролей Большого театра. Правда, встретив его в раздевалке в берете и огромных сапогах, я его не узнал. Но после спектакля "Жизель", где я танцевал Лесничего, он сам пришел за кулисы, чтобы познакомиться со мной, похвалил и даже пригласил на гастроли в Австралию, где должен был дирижировать спектаклем. Но в то время это было нереально, ведь даже имя Нуриева было у нас в стране под запретом. А вот с Иреком Мухамедовым, вашим земляком, до его эмиграции танцевал вместе в "Раймонде", "Золотом веке" и других спектаклях Большого театра. - Что значит для вашего коллектива участие в Нуриевском фестивале? - Добрая слава об этом фестивале уже давно разнеслась по свету. Приглашение на него для нас большая честь. Но замечу, что и до этого мы постарались внести свой, пусть и скромный, вклад в фестиваль. Ведь прима-балерина нашей труппы Ирина Сурнева уже второй раз участвует в нем. Так что Имперский русский балет и Нуриевский фестиваль, можно сказать, породнились. Но не только это связывает нас с вашей труппой. Два года назад в Москве ведущий солист вашего балета Нурлан Канетов так понравился мне в партии Принца из "Лебединого озера", что я сразу пригласил его на гастроли нашей труппы в Израиле. А на следующий год Нурлан вместе с нами поехал на гастроли в Испанию. И тоже очень удачно. - Каковы ваши творческие планы? - Надеюсь поставить "Ромео и Джульетту", иначе, чем в Большом театре, а также "Три сестры" на музыку Рахманинова. Есть предложение из Финляндии. В общем, дел впереди предостаточно... На снимке: Ирина Сурнева и Гедиминас Таранда после спектакля "Грезы любви - последнее танго". Армен МАЛАХАЛЬЦЕВ. Руслана БУШКОВ (фото). http://www.rt-online.ru/numbers/culture/?ID=1835&forprint
|