Help!
21.12.2024 г.
РусскийEnglish
Ирина Сурнева
 
Главная arrow Пресса arrow "Этой пятеркой Рудольф Нуриев был бы доволен" / Вечерняя Казань №95 (2410) [04.06.2002]

Навигация
Главная
Новости
Пресса
Ссылки
Гостевая
Поиск
Счетчики посещений
Вчера: 18
Сегодня: 47
Всего: 231283
Максимум за день: 8676
Максимум за месяц: 22005
Страниц за сегодня: 203
Кто на сайте?
"Этой пятеркой Рудольф Нуриев был бы доволен" / Вечерняя Казань №95 (2410) [04.06.2002] Печать
Автор Administrator   
04.06.2002 г.
Эхо фестиваля

Этой пятеркой Рудольф Нуриев был бы доволен

В пятницу гала-концертом в трех отделениях завершился XVI Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Как сказала одна из организаторов Нуриевского - московский критик Наталия Садовская: "Фестиваль удался. Сейчас очень модно употреблять в своей речи слово "супер". На завершившемся фестивале мы увидели спектакли просто отличные и суперспектакли".

Мнение Садовской традиционно: на протяжении вот уже шестнадцати лет она ни разу не критиковала казанский праздник балета; вообразить ее недовольство и колкие замечания в адрес танцовщиков можно, пожалуй, только в кошмарном сне. Оно и понятно: как всегда, в Казань приехали любимые артисты Наталии Михайловны, ее личные "открытия", которые она с нескрываемой гордостью коллекционера презентовала на сцене татарского оперного. Зрители же, понятное дело, не всегда реагировали на выступления гостей Нуриевского восторженно. В большинстве своем они оказались в положении гоголевской Агафьи Тихоновны: вот если бы внешние данные балерины N да прибавить к техническому совершенству танцовщицы NN да ко всему этому добавить эмоциональную насыщенность и тонкую музыкальность артистки NNN, вот тогда... Тогда бы мы увидели суперзвезду!

Суперзвезд на XVI Нуриевском публика могла видеть в "Анюте", "Жизели", "Баядерке", "Дон Кихоте" да на спектакле труппы "Имперский русский балет" "Грезы любви - последнее танго". Я имею в виду пять артистов. Великолепного гротескового танцовщика Большого театра Александра Петухова, который вновь превратил "Анюту" в феерический моноспектакль-бенефис "Модест Алексеевич". В "Шурале" же, где Петухов после двух лишь репетиций предстал в заглавной партии, танцовщик не то чтобы разочаровал, но... Было видно: недотянул, не вжился да попросту не успел понять и почувствовать, кого именно он так старательно танцует. Что там греха таить - видели мы Шурале много лучше. И в рекламных целях грамотнее было бы поменять очередность спектаклей - сначала "Шурале" с невнятным дебютом Петухова, потом - "Анюта", где Петухов - царь и бог...

В лучшем спектакле Нуриевского - "Жизели" - высочайший уровень мастерства продемонстрировали все артисты без исключения. Пожалуй, впервые лучшую Жизель Москвы Наталью Ледовскую (а эту партию она исполняла в Казани не в первый уже раз) окружали достойные ее таланта партнеры. Особенно хочется выделить молодую приму-балерину "Имперского русского балета" Ирину Сурневу. Это уникальная танцовщица: великолепные внешние данные, блестящая техника, тонкий артистизм. Она может пронзительно сыграть и холод высокой трагедии, и искрометную бравурность комедии; ее таланту может позавидовать любой драматический актер. Сурнева была занята в четырех спектаклях фестиваля, и пусть лишь в "Грезах любви..." она исполняла главную партию (Анна Вырубова), в остальных балетах, где танцевала партии второго плана (Мирта, Гамзатти, Уличная танцовщица), она сумела легко и красиво "перетанцевать" премьеров. Кстати сказать, спектакль "Грезы любви..." держался только на безупречной Сурневой: казанская публика не одобрила статичные декорации балета и не стеснялась в выражениях, оценивая внешние данные недопустимо располневшего Гедиминаса Таранды.

Итак, Петухов, Ледовская, Сурнева... Еще - независимая балерина Елена Князькова (Никия, Китри) и киевлянин Артем Дацишин (Зигфрид, Эспада) - так, на мой взгляд, и выглядит звездная "пятерка" Нуриевского фестиваля. Вот на кого нескучно смотреть, приезжай они в Казань хоть на каждый Нуриевский!

А Князькова и Дацишин еще и удосужились на казанском празднике балета получить негласное звание "жертва Нуриевского". Заявленная на "Дон Кихот", где должна была исполнять Китри, Наталья Сологуб из Мариинки не приехала - эту партию танцевала Князькова. И не с Денисом Матвиенко, как ожидалось, а с солистом Санкт-Петербургского театра им. М. Мусоргского Романом Михалевым. Танцевала пусть замечательно, но удивленно: красивой балерине нелегко было сыграть пылкие чувства к Базилю-крошке. Миниатюрный виртуоз Михалев невольно подтверждал, что оказался героем нашего "Дон Кихота" случайно: складывалось ощущение, что рядом с Китри не Базиль вовсе, а изо всех сил и агрессивно желающий доказать свою мужскую харизму Мальчик-с-пальчик, герой другого спектакля.

Жертвоприношение Дацишина можно было видеть на "Лебедином озере". Впервые он танцевал Зигфрида с танцовщицей из Мариинки Софией Гумеровой (Одетта-Одиллия) - красавицей, имеющей полное право гордиться великолепием ног и нешуточным, под два метра, ростом. С актерской точки зрения Гумерова провела спектакль безупречно: изображала робость в "белых" актах, обыгрывала бровями надменность Одиллии в "черном". Но помня ее заваливающиеся вращения (спасибо, вовремя ловил партнер), тяжелые прыжки и зажатость (попросту говоря - нерастанцованность), звездой фестиваля ее не назовешь...

Выделяя среди гостей Нуриевского "пятерку" лучших, нельзя не упомянуть главную звезду фестиваля, радующую публику каждый спектакль - это кордебалет казанского балета. Вышколенный, синхронный до взмаха ресниц... В такое окружение не стыдно приглашать даже мегазвезд!

Гала-концерт Нуриевского не опроверг звездный рейтинг участников фестиваля. "Бомбой" же этого концерта стало выступление танцовщиков театра Бориса Эйфмана Альберта Галичанина и Елены Кузьминой (фрагменты балетов "Красная Жизель", "Реквием"). Нью-йоркский критик Анна Кисельгоф, которую побаивался даже Рудольф Нуриев, назвала в одной из своих рецензий этот дуэт великолепным. Почти что никогда не гастролирующие в России (Санкт-Петербург не в счет) Кузьмина и Галичанин сказали мне, что с удовольствием еще раз приедут в наш город. Впрочем, так говорили все гости Нуриевского. Их возмущало только одно - как сказал Артем Дацишин: "Мало того что фестиваль так быстро закончился - жалко, так еще и билеты домой нам купили "неудобные": сразу после гала - пулей - на вокзал. Ну что за дела?!".

Айсылу КАДЫРОВА

http://www.evening-kazan.ru/article.asp?from=search&id=6919 

Последнее обновление ( 03.01.2007 г. )
 
« Пред.   След. »

Top!